150 х90
Серия из восьми полотен, в основе которых лежит известная картина Герхардта Рихтера «Женщина с зонтом» (Die Frau mit dem Schirm) - это наглядный пример соперничества живописи сначала с фотографией, затем с кинематографом и впоследствии с компьютерными программами обработки изображения.
Однофамильцы Чарльз Ф. Рихтер (американский сейсмолог, «дирижер землетрясений», предложивший шкалу силы в восемь баллов для оценки землетрясения) и Герхард Рихтер (немецкий художник, работающий на стыке живописи и фотографии) благодаря игре воображения автора в этом проекте стали родственниками. Принцип связи между ними очевиден: оба работали с формой, один ее изменял, другой – измерял. Фирменный прием живописи Герхарда Рихтера – фотореалистическая живопись со смазыванием «картинки» (небольшое землетрясение внутри формата холста). Именно этот прием и задает «первый толчок» серии, далее следуют восемь баллов Чарльза Рихтера – все по науке.
Глядя на данную серию работ, наша оптическая система дает сбой, зрение теряет равновесие. Глаз автоматически ищет вертикаль. Слева на изображении есть большой вертикальный фрагмент стены. Держась за нее, художнику удавалось некоторое время контролировать ситуацию. Однако оба Рихтера «одолели» его, и в результате несложная картина превратилась в сплошную размазню. Так появилась серия изображений изменения магнитуды колебаний Земли (на примере работы Г. Рихтера «Девушка с зонтом»), иллюстрирующая поиск устойчивой стратегии художника в шатком мире.
Правильно сказали два Рихтера: «У содержания нет формы. Оно само — форма».