ОХОТА НА МИНОТАВРА — 1 (2010)
"Охота на минотавра". Триптих.
Техника: Холст, масло
Размер, см:
240 х320
Охота на Минотавра - это поиск универсального и одновременно сакрального сюжета, поход за тайной силой, за живой и мертвой водой мифологии, поддерживающей кровоток искусства.
Но миф давно убит иронической рефлексией. Художественная реальность утратила источник питания и потеряла свою достоверность. Не правдоподобие, а ту высшую достоверность, которую сообщает жизни присутствие тайны. Мир без сокрытой в нем тайны, как лабиринт без сокрытого в нем Минотавра, – всего лишь косная материя, прекрасная, но мертвая архитектура. Это мир без вызова, без испытания, без жертвы. Он безопасен – и онтологически пуст. Художник ищет рискованного приключения, творческого поединка с хаосом – а находит декорации величественных развалин. Остовы соборов и колизеев, мертвые ребра арок – вот и все, что осталось от храма искусства.
Парадокс в том, что художник блуждает в эрзац-реальности, которую сам же и создал. Пытаясь обнаружить то, что сам же когда-то и убил. Сокровенный сюжет, за которым он ведет охоту, отсутствует по одной простой причине: автор давно и многократно обыграл все сокровенные сюжеты – обыграл, выиграл и победил. Оказавшись в пустоте, «без божества, без вдохновенья», он чувствует недостачу чего-то важного, он серьезно тоскует, серьезно ищет потерю – и все-таки хочет по-прежнему играть, лукавить и смеяться. И он играет.
Он сталкивает материальное и виртуальное. Руины романского храма, обломки древней цивилизации, где мы до сих пор существуем, где давно нет новостей, все клады отрыты, все сокровища найдены. Картины пустые, центральный персонаж отсутствует, но мы, повинуясь инстинкту охотника, бродим по этим развалинам, пытаясь снова и снова найти свою жертву, обрести свою цель, а главное – вернуть из глубины ускользающее туда от нас пространство.