Наивное искусство Сергея Каваля
Наивное искусство Сергея Каваля

Будьте как дети – ибо их есть царство живописное… На протяжении ХХ века к детскому рисунку обращались многие великие художники – Пикассо, Миро, Шагал, Клее и другие. Мастера искали в детских рисунках непосредственность восприятия и отображения мира, исследовали выразительные возможности скупых изобразительных средств, наконец, пытались уловить то самое настроение, которое естественно для детей и практически недостижимо для взрослых.

В ХХ веке обозначилось особое направление в изобразительном искусстве – наивное (или инситное) искусство. Это искусство талантливых самоучек, не получивших профессионального художественного образования, но посвятивших себя реализации творческого дара в искусстве. Оно отличается простотой и явной непосредственностью художественного языка, с помощью которого создается наивная, не обремененная особыми условностями картина мира. Можно сказать, что наивное искусство осознанно выбирает форму и дух детского рисунка для передачи содержания. Художники-самоучки прочно заняли свое место в истории искусства ХХ века. Работы Анри Руссо, Нико Пиросмани высоко оцениваются влиятельными художественными аукционами. В Беларуси также есть свои известные имена: начало ХХ века отмечено творчеством Алены Киш и Язэпа Дроздовича, а начало ХХI столетия – творчеством Сергея Каваля, Владислава Стальмахова, Антонины Моисеевой и других.

Учителями Сергея Каваля (творческий псевдоним, настоящая фамилия — Коваль) стали великие мастера прошлого и детский рисунок. Вдохновляясь шедеврами мирового искусства, Сергей постепенно пришел к жанру примитивов, очень близких по духу к детскому творчеству. На этой выставке представлены работы разных лет, и внимательный зритель сможет заметить трансформацию авторского стиля. Среди картин раннего периода несколько камерных портретов, вдохновленных произведениями Энгра, Рериха и Руссо («Цыганка Энгра в красном», «Кочевник», «Пути разочарований») – это примеры парафраза в творчестве Каваля. Ранним работам свойственны глубокий приглушенный колорит и визионерская одухотворенность образов.

Постепенно художник отказывается от сложных попыток достичь реалистичности и начинается так называемый «детский период» творчества, или период примитивов. Картины наполняются чистым цветом, контурным рисунком, фантазийными и сказочными персонажами, появляются завсегдатаи», которых можно найти на многих работах Каваля: лев с человеческими глазами, лебеди, парящие в небе пары… Детская наивность и непосредственность мировосприятия застыли навечно в этих картинах. В этой — теперь уже устоявшейся — авторской манере Сергей запечатлевает (одновременно выдумывая их) исторические места Беларуси, пишет огромные портретные картины, связанные с мастерами прошлого, начинает тему саморефлексии в серии «Деревенский художник».

Наивное творчество Сергея Каваля приходится по сердцу зрителям. Каждый найдет в этих работах родные места и знакомые образы, порадуется игре фантазии и яркости цветовой мозаики, оценит оптимизм и честность автора.

Куратор выставки, искусствовед Ирина Кондратенко